Занимаясь практической психологией,
тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обнаружили, что такие
тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и
статистически проверяли теоретики. Оказалось, что положительный эффект и перенос
выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого
привело нас к тому, чтобы сместить усилия в область профессиональной жизни
конкретного молодого человека.
Цель данного пособия — создание условий
для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания
своих профессиональных возможностей, определения путей профессионального
роста. В пособии приведены разнообразные средства активного психологического
обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я»,
принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях,
своим профессиональным развитием. Основы психологического консультирования. Главной идеей практической части пособия
стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный
психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность
и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения
совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и
персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Подразумевается,
что профессиональная идентичность есть самореферентность, т.е. ощущение и
осознавание уникальности функционального и экзистенциального Я в его
профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных
свойств, при наличии принадлежности социальной и профессиональной реальности.путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю),
привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной
деятельности, проектирования образа профессионального будущего,
совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей
профессиональной позиции.