Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями.
Проблема совладания с кризисными ситуациями является одной из наиболее актуальных для современной науки, поскольку наступивший век ознаменовался возникновением новых глобальных кризисов, охвативших все страны. Для жизни современного человека характерна неустойчивость его общественного, имущественного и межличностного положения, что не может не сказаться на его психическом состоянии. В этой связи первоочередной задачей психологов является изучение внутриличностных ресурсов человека, которые он может мобилизовать для адаптации к быстро меняющимся условиям его жизнедеятельности. Выявление личностных особенностей, вносящих вклад в успешное противостояние трудностям, встающим на пути к достижению жизненных целей, может помочь психологам в разработке психотерапевтических программ по повышению жизнестойкости людей. Кризисные ситуации различаются по масштабу изменений жизни человека, по скорости возникновения, по длительности существования, по остроте эмоционального переживания субъектом, по объему последствий. Существует несколько классификаций кризисов. Одна из самых распространенных возрастная. Считается, что переход из одной возрастной категории в другую сопровождается кризисом. В связи с этим выделяют кризисы выхода из детского возраста, подростковый, юношеский, середины жизни, старения. Вторая классификация связана с динамикой межличностных отношений (любовных, дружеских, супружеских, детско-родительских).
Третья классификация основана на вариантах экстремальных ситуаций и бедствий, в процессе которых человек лишается близких ему людей, имущества, места жительства. Самыми тяжелыми кризисными ситуациями являются такие, которые связаны с утратой привычного образа жизни и, как следствие, смысла жизни. Как ни парадоксально, но такая ситуация может наступить во внешне спокойных обстоятельствах, и не сопровождаться внешними катаклизмами. Например, человек может оказаться в ситуации такого типа, будучи лишенным возможности заниматься любимой работой. Истории жизни многих творческих личностей в нашей стране изобилуют примерами такого рода кризисов.
Что же объединяет столь разные события, чтобы назвать их кризисными ситуациями? Невозможность для человека жить дальше так, как жил до этого. Человек оказывается перед необходимостью найти новые стратегии жизни, потому что старые привычные формы поведения не применимы к новым условиям. В кризисной ситуации каждый человек оказывается перед необходимостью переосмыслить свою жизнь, поэтому он воспаряет над повседневным опытом, расширяет горизонт видения мира и себя в нем. Эта идея очень точно была сформулирована С.Л.Рубинштейном, который писал: «существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. …Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее». Кризисная ситуация выводит человека на уровень рефлексивного отношения к своей жизни. С появлением такой рефлексии, по С.Л. Рубинштейну, связано ценностно-смысловое определение жизни.
«С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» Л.С.Выготский подчеркивал, что через переживание происходит связь человека с окружающим миром. Переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериоризует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его рефлексивности. А именно, «переживая, субъект усваивает или отвергает, изменяет или перестраивает что-то данное извне, но уже в своем внутреннем мире, т.е. осуществляет дифференциацию и интеграцию, простраивание границ своего внутреннего мира» Ф.Е.Василюком переживание также рассматривается как особая деятельность по преодолению некоторого «разрыва» жизни, как некая восстановительная работа . Переживание направлено на поиск осмысленности жизни, благодаря чему человек постоянно обращается к своему ценностно-смысловому ядру с целью его изменения. Эти рассуждения позволяют увидеть, что ценность критической ситуации состоит в том, что человек расширяет границы своего сознания и обращается к своему внутреннему миру, приводя его в соответствие с изменившимися условиями среды.