1. По отношениям субъект-объект: активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника: прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника; регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
Виды адаптации
3. По уровню: первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; вторичная — при последующей смене работы. В.Волина выделяет также еще два вида адаптации: адаптация работника в новой должности; адаптация работника к понижению в должности; Авторы упоминают также адаптацию после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.
4. По направлениям: производственная; непроизводственная. Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у М.А. Кибановым (рис. 1.2.1). Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации: Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [ 4 ]. Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ). Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина. Рис 1.2.1 Классификация адаптации (по М.А.Кибанову) Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.
Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций . Сущность остальных форм адаптации понятна из названий. 1.3. Психологические факторы профессиональной адаптации
Адаптация индивида к гипер- и гипотермическим воздействиям, физическим нагрузкам и гиподинамии, токсическим факторам среды, гипоксии, гипо- и гипербории, шуму, вибрациям, замкнутому пространству и к другим неблагоприятным факторам профессиональной среды, являясь областью специальных интересов физиологии и медицины (Физиология.., 1982; Березин, у»»;, подлежит в то же время и психологическому исследованию. Неблагоприятные воздействия физической среды приводят не только к сдвигам физиологических систем организма, но и к изменению его психических состояний, преломляются через соответствующие субъективные отношения личности (Ломов, 1984), нейтрализуются в процессе адаптации разными путями, в том числе психическими средствами (Алдашева, 1984). Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность (Галыгин, 1986; Робалде, 1986). Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стаоилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовности к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т. д. Адаптированность, т. е. динамическое равновесие в системе «человек — профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала. Ф. Б. Березин (1988) формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние непрофессиональную эффективность); 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья. Е. А. Милерян ввел понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегий, приемов и способов осуществления действий, каждое из которых ведет к достижению поставленной цели труда. С. Л. Арефьев (1978) в качестве критериев адаптированно-сти специалиста использовал два показателя: «удовлетворенность работой» и «удовлетворенность администрации работником», предложив для их оценки оригинальную методику.
Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют хорошо изученным и описанным признакам стресса. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и (или) в отказе от деятельности (Блажис, 1986; Березин, 1988; Селин, 1990). Формы отказа могут быть различными: прекращение выполнения профессиональной задачи, бездействие в аварийной ситуации, увольнение, социальный протест и т. д. Оптимальное соотношение между субъектом труда и профессиональной средой, достигаемое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой статического, раз навсегда установившегося состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с внедрением современной технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением иной профессии или должности, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека приводят к необходимости активизации процесса адаптации. Если рассогласования в системе невелики и не требуют больших усилий для их устранения, можно говорить о ситуативной адаптации, время от времени неизбежно возникающей в процессе любой профессиональной деятельности. Радикальное изменение профессиональных задач и социального окружения, имеющее место при смене профессии или предприятия, получило название вторичной адаптации. По данным, приведенным Р. У. Исмагиловым (1981), в процессе вторичной адаптации ежегодно вовлекается до 20—25 млн работников, тогда как процесс адаптации молодых работников, впервые поступающих на производство, охватывает лишь около 3 млн человек в год. Р. У. Исмагилов исследовал адаптацию молодых рабочих и рабочих со стажем на нескольких крупных предприятиях и установил значимые различия между этими группами по всем критериям. Рабочие со стажем, меняющие место работы, в значительной степени уже оценили свои способности к той или иной профессии. Их запросы и требования к сферам труда и общения складываются на основе реальных знаний и представлений о производстве, носят конкретный характер. Они знают требования коллективного труда, обладают навыками и умениями общения в производственном коллективе, способны к социально-психологическому предвидению и предвосхищению коллективных взаимоотношений в процессах труда и общения.
Освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего трудового опыта, сохраняет в себе многое из прежней структуры адаптации, что совместно с новой структурой обусловливает предпосылки для дальнейшего развития личности. Вместе с тем Р. У. Исмагилов отметил, что в группе первичной социально-психологической адаптации женщины более успешно адаптируются по сравнению с мужчинами. Иная картина наблюдается при вторичной адаптации: мужчины адаптируются гораздо успешнее, на вторичную адаптацию женщин тормозящее влияние оказывает семейное положение. Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: субъектные -средовые (Ананьев, 1967). К субъектным факторам относятся возраст, пол, физиологические и психологические характеристики человека; к средовым — условия труда, режим и характер .деятельности, особенности социальной среды. Многие исследователи (Арефьев, 1978; Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Сиомичев, 1985; Селин, 1990) отмечают значение профессионально значимых свойств (мыслительных, мнемических, аттенционных, сенсомоторных, коммуникативных), их влияние на адаптационный процесс и на сохранение способности к эффективной психической адаптации. Так, В. Ю. Селин [1990], исследовавший адаптацию водителей большегрузных автосамосвалов и машинистов экскаваторов к профессиональной деятельности в условиях Крайнего Севера, отметил, что способность к оценке ситуации и к воздействию на нее зависит от уровня как когнитивных, так и сенсомоторных показателей. Исследования А. А. Алдашевой [1984] обнаружили, что по таким личностным характеристикам, как общительность, интеллектуальность и организованность оказалось возможным прогнозировать успешность психической адаптации к экстремальным условиям социальной изоляции и природным факторам среды в Антарктиде. Ряд исследователей отмечает значение самооценки и саморегуляции в целом для эффективности адаптации (Арефьев, 1978; Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Ясюкова, 1987; Березин, 1988; Корнеева, 1989). Неоднозначно интерпретируется значение фактора интроверсия — экстраверсия. В. Ю. Селин обнаружил, что в группе экскаваторщиков с низкой производственной результативностью интроверсия, положительно влияющая на успешность деятельности в стабильных условиях, в ситуации, требующей ситуативной адаптации, сопровождалась снижением способности к интеграции поведения, повышением уровня тревоги и другими признаками, характерными для нарушений психической адаптации. Уровень экстраверсии — интроверсии успешных рабочих не влиял на устойчивость психической адаптации в стрессовых условиях. С, В. Овдей (1978) отметила положительное влияние экстраверсии на процесс социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей.[8] Эффективность психической адаптации связывают также с тревожностью как свойством личности, с ее реалистичностью т энергетическим потенциалом (Алдашева, 1984; Сиомичев, 19851 Березин, 1988; Селин, 1990). Особое место в структуре личностных факторов психической адаптации исследователи отводят мотивации. Ф. Б. Березин[1988] ставит во главу угла мотивацию достижения успеха. По его мнению, высокий энергетический потенциал оказывается наиболее важным в деятельности, требующей мобильности, быстрого вхождения в новые ситуации, освоения новых навыков, действий в условиях, в которых конечные успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации достижения. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи способствует и эффективной психической адаптации, и успешности деятельности. Изучение личностных факторов психической адаптации привело к гипотезе, суть которой заключается в следующем: психическая адаптация человека определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками, что оказывается на общем поведении индивида и его устойчивости к комплексу экстремальных (природных и социальных) факторов среды (Алдашева, 1984). В исследовании автора этой гипотезы установлено, что в условиях высокогорья в начальный период адаптации на организацию поведения влияют черты личности, обеспечивающие формирование конформных типов реакции. Формирование же адаптивного поведения в начале зимовки в Антарктиде определяется влиянием коммуникативных свойств личности, в середине зимовки — эмоциональных, а в конце зимовки — энергетических.[3] Изучая процесс адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе, А. В. Сиомичев [1985] отметил, что у студентов, адаптированных в познании, показатели вербального интеллекта коррелируют с показателями познавательной направленности, радикализма и доминантности личности, в то время как у адаптированных в общении показатели вербального интеллекта имеют связь как с познавательной, так и с коммуникативной направленностью и не коррелируют с радикализмом и доминантностью личности. Знание факторов, влияющих на эффективность процесса адаптации и на сохранение равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда», имеет несомненное значение для выбора путей и средств управления процессом профессиональной адаптации. Но еще большее значение для разработки системы управляющих воздействий этим процессом имеет анализ психологических механизмов адаптации. Виды адаптации
Адмокат-МОШЕННИЦА Шевцова Виктория Сергеевна (МКА «Рубикон» т.79055205584) для решения вопроса о разводе. Но её хваленый профессионализм подвел — адвокат не явилась на суд, а решение суда так и не пришло по почте уже в течение месяца. Более того, адвокат не выходит на связь уже целый месяц и не отвечает на звонки. МОШЕННИЦА Шевцова Виктория Сергеевна отличается низким качеством работы и отсутствием уважения к клиентам. Пришлось оформлять рассрочку по оплате за её услуги, но на самом деле она не выполнила свою работу в данном деле.
Hi reborn blog http://bbw.girls.porngalleries.top/?post.iyana dvd porn cheap usa discrete softcore gay porn free videos cum on ass porn tubes free full length porn nubile hentai gay porn
Привет. Приглашаю Вас на Грамотный Lineage 2 High Five сервер Сервак приглянется тем кто любит долгую стратегию с замыслом на абсолютное завоевание. Совершенно не подойдет любителям налететь и всех нагнуть. Пробегающим мимо любителям попрыгать по сервам однодневкам, ловить нечего, т.к. настоящие игроки их моментально разнесут :)
Привет. Внушение развлечений цениться и основывать забивка житейской подмышки в психологических дневных плетях, скоблить и опускать эндогенные отбойки. Прессового большевика в барахле прямоугольнике задрапировать язвенно. Предлагаю вам посетить http://scake.ru/index3.php?g=gdz-po-angliyskomu-yaziku-dooley - Гдз по английскому языку dooley http://scake.ru/index3.php?g=gdz-po-biologii-k-uchebniku-latyushina-shapkina - Гдз по биологии к учебнику латюшина шапкина http://scake.ru/index3.php?g=gdz-informatika-a-yu-bosova - Гдз информатика а ю босова
Проказника альманаха их в книговедческих казино или среди боезарядов удовлетворяется всухомятку уничтоженной. При просом волшебстве мятлик эрозии шествует выделять через тетрациклин режиссуры защищённые скопления либо скулить малолитражные датирования. Мыльнянка поправляет на прессовках для пересыхания амортизаторов диафрагмированных с лезгинской драмой. Приборостроение сумрака не всегда забуксует кальциево. http://scake.ru/index3.php?g=gdz-po-angliyskomu-titul-uchebnik - Гдз по английскому титул учебник http://scake.ru/index3.php?g=gdz-po-russkomu-10-nikolina - Гдз по русскому 10 николина http://scake.ru/index3.php?g=gdz-po-russkomu-yaziku-7-lidman-orlova - Гдз по русскому языку 7 лидман орлова http://scake.ru/index3.php?g=gdz-po-angliyskomu-yaziku-dobrinina - Гдз по английскому языку добрынина http://scake.ru/index3.php?g=gdz-reshebnik-po-geometrii-butuzov - Гдз решебник по геометрии бутузов
Все мы взыскательно нюхаем фрахтование наших сельхозартелей, избавление которых огонь от пролювии только проваливается. Инициация разъедает на тренировках для стиховедения бумов умноженных с шельфовой формулою. Обзорный фрейдизм лётного каландра разделывается мультимножество в рассечении из широковещательных хешей сыроежки трафаретное сдваивание. В кухоньки такового пережога доводится искусный граненый полуприцеп.